Двадцатый век оказался веком мира и спокойствия
Washington ProFile

Популярно утверждение, что ХХ век стал самым кровопролитным и ужасным в истории человечества. На эмоциональном уровне это утверждение не может быть поколеблено. Прошедшее столетие действительно продемонстрировало ужасающие примеры насилия, геноцида и истязаний. Однако, по мнению ряда американских исследователей, жестокости ХХ века не являются чем-то из ряда вон выходящим.
Аргументы «адвокатов ХХ века» таковы: во-первых, утверждения об ужасах прошлого века нельзя считать полноценным доказательством. За почти сорок столетий человеческой истории были уничтожены десятки тысяч племен, королевств и империй. Однако информация о тогдашних зверствах не была записана или не дошла до потомков. Поэтому заявление, что ХХ столетие продемонстрировало самый высокий уровень насилия за всю историю человечества невозможно доказать.
Во-вторых, это утверждение игнорирует исторические свидетельства противоположного звучания. Огромно число книг, написанных о фактах геноцида в ХХ веке. Но первые события такого рода описаны еще в Библии, в которой рассказывается, как еврейские племена под предводительством Иисуса Навина захватили Святую Землю и провели освещенный Богом геноцид, перебив всех мужчин, женщин и детей в захваченных городах. Китай в ХХ веке пережил гражданскую войну, унесшую десятки миллионов жизней — об этом знают все. Но при этом малоизвестна, например, резня в городе Нанкине, совершенная в 1853-64 года, в результате которой население этой провинции сократилось на 70%.
Кроме того, для того, чтобы обвинять ХХ век, необходимо разрешить две сложнейшие проблемы. Первая из них — хронологическая. Многие исторические события не имеют точной привязки к датам. Кроме того, столетний срок — не самая лучшая мера для анализа. К примеру, две чудовищные мировые войны и кровавые диктатуры Гитлера и Сталина уничтожившие десятки миллионов человек, существовали в первой половине ХХ столетия. По сравнению с 1900-1950 годами, вторая половина века можно назвать апофеозом мира и согласия.
Вторая проблема — терминологическая. До сих пор не прекращаются споры о том, как квалифицировать массовые убийства армян в Турции, совершенные в начале века — актом геноцида или «просто» убийствами. Подобные проблемы возникают постоянно, однако не привлекают внимания общественности. Можно вспомнить, к примеру, эпоху Великой Французской революции. В 1794 году генерал Вестерманн приехал наводить революционный порядок в провинцию Вандея, охваченную восстанием роялистов и католиков. Генерал подавил восстание, уничтожив тысячи мужчин, женщин и детей, стерев с лица земли десятки сел. Он, вероятно, был одним из первых европейцев, который придумал специальные устройства для массовых казней. Вестерманн для этого использовал старые баржи и корабли — на них загоняли арестованных (в том числе, женщин и детей), потом суда топили, искусственно вызывая течь. Связанные пленники погибали, после чего баржи подымали на поверхность, тела сбрасывали в море, а на корабли загоняли очередную партию вандейцев. В ХХ столетии Вестерманна, безусловно, назвали бы военным преступником и его действия были бы названы актом геноцида. Но никто до сих пор не пытался с этой точки зрения оценить историю Франции трехсотлетней давности.
Статистические исследования, учитывающие число войн, количество известных смертей, ранений, актов геноцида и т.д., проведенные американским историком Мэттью Вайтом\Matttew White и описанные в его книге «Исторический Атлас ХХ Столетия«\Historical Atlas of the 20th Century показывают, что уровень насилия в конце ХХ века почти в десять раз меньше, чем, например, в конце «тихого» Х1Х века.
Эту тенденцию подтверждают также число армий в мире. Их число постоянно сокращается. К примеру, в начале 60-х годов из каждых тысячи человек в 63 крупнейших странах мира — 8.5 служили в армии. В конце 90-х годов пропорция изменилась — 5.2 военных на каждую тысячу человек. Другой показатель: сокращение срока обязательной военной службы. В 1970 году он, в среднем, составлял 17.4 месяцев, в 2000 году — 8.6 месяцев.
В мире серьезно изменилось представление о войне: большинство людей воспринимают ее как катастрофу, которую стоит избегать всеми силами. Многие исследователи указывают на крайне позитивную роль, которую, как оказалось, сыграла в истории Холодная война. Она стала следствием развития нового понимания условий сосуществования людей и, несмотря на все эксцессы, не позволила начаться ядерной войне, которая в конце 1970-х годов считалась практически неизбежной.
Американский историк Джеймс Пэйн\James L.Payne опубликовавший статью на эту тему в журнале The Independent Review резюмирует: «Мы живем в необычно и непривычно спокойный период человеческой истории».


РУБРИКА
В начало страницы