Хроника предательства.
По материалам агенств.

Последнее интервью перед выдачей на расправу. Зампредседателя Международного комитета по защите Слободана МИЛОШЕВИЧА, доктор юридических наук, профессор Михаил КУЗНЕЦОВ передает из Белграда

Михаил КУЗНЕЦОВ. Господин президент! Я привез вам сердечный привет от русского народа, всех членов нашего Комитета и несколько личных приветов от людей, которых вы знаете: главного редактора газеты «Завтра», писателя, публициста Александра Проханова, председателя РОС Сергея Бабурина и от вашего старшего брата — бывшего посла СРЮ в России Борислава Милошевича. Каковы условия вашего содержания? Как к вам относится персонал?

Слободан МИЛОШЕВИЧ. Должен отметить, что отношение ко мне корректное. Вы можете это оценить сами. (В комнате, размером около 10 кв. м, кроме нас находятся двое полицейских, которые действительно отнеслись к нашему визиту весьма доброжелательно. — М. К.) Камера побольше, чем эта комната для разговоров. Там три стены, а со стороны коридора решетка для постоянного наблюдения дежурного за мной. В комнате есть кровать, металлический шкаф, унитаз и душевая кабина, имеется горячая вода.

М. К. В комнате сыро?

С. М. Нет, в это время года в ней достаточно сухо и не холодно. Мои адвокаты регулярно приносят мне газеты.

М. К. Почему вас не выпускают из предварительного заключения? Ведь насколько я знаю, все следственные действия уже закончены.

С. М. Потому что обвинение — просто предлог для моего ареста, а те, кто отдал этот приказ, находятся за пределами моей страны. Я нахожусь здесь потому, что показал: НАТО — не всемогуще, как это всем казалось до агрессии против Югославии, в том числе и им самим — господам из НАТО. Я являюсь для них занозой в сердце. Я чувствую себя морально победителем даже здесь, в тюрьме.

М. К. В чем вас официально обвиняют?

С. М. Это обвинение — просто чепуха, бессмыслица. Они обвиняют меня в том, что я якобы по телефону отдавал распоряжения — полученные от работы таможни деньги, минуя бюджет, распределять в промышленность, хозяйство, инженерам, Республике Сербской, в Боснию, а также рабочим, которые из-за санкций против СРЮ находились в вынужденном, но оплачиваемом отпуске. Однако следствие не может установить не только времени якобы отдаваемых мною устных распоряжений, но и количество переданных денег и тех конкретных лиц и организаций, через которые «передавались» деньги. В действительности же, никаких приказов такого рода я никому не отдавал. Всей этой сферой ведало и ведает правительство. По союзной и сербской республиканской Конституции, властные полномочия президентов резко ограничены. Они на порядок ниже, чем в США, России или Франции. Их можно сравнить с полномочиями президентов Германии или Австрии, не более. Действительный смысл гонений на меня нынешних натовских холуев состоит в том, чтобы превратить Югославию, жертву агрессии, и меня как ее лидера — в виновников той трагедии, которую организовало НАТО на территории моей страны. Таким образом они хотели бы замазать свои преступления. Именно для этого они пытаются отправить меня в Гаагу, в так называемый Трибунал по бывшей Югославии. Вот настоящая причина обвинения против меня и заключения под стражу!

М. К. Каков ваш прогноз о выдаче вас Гаагскому трибуналу?

С. М. Если власти меня выдадут, это будет грубейшее нарушение и союзной, и Сербской республиканской конституции, попрание нашего суверенитета и прав человека.

М. К. Каково ваше отношение к Православию и религии вообще?

С. М. Отношение самое нормальное. Во время пребывания на ответственных постах я никогда не делал ничего, что могло бы прямо или косвенно умалить религиозные чувства верующих, наших матерей и отцов. Моя позиция такова, что это личное дело каждого человека. У нас помимо Православия есть несколько религий (ислам, католичество), и никаких воспрепятствований любому вероисповеданию никогда не было.

М. К. Что вы думаете о глобализме?

С. М. Глобализм, по сути, это просто новый колониализм, осуществляемый уже не только и не столько от имени государств, сколько от имени этнического ядра группы транснациональных корпораций. Он навязывается всему миру именно в интересах этой новой группировки хищников, жаждущих нового передела мира. В этом процессе нет места для европейских, в первую очередь славянских народов, равно как и народам Азии и Африки. С Югославией поступили так жестоко потому, что мы оказали им сопротивление, причем довольно успешное. Вспомните историю. Колониализм рухнул очень быстро после того, как первой же колонии удалось освободиться от этого гнета. На президенте Югославии они хотят показать всему миру, что ждет каждого, кто будет сопротивляться глобалистам, и они требуют моей выдачи Гаагскому трибуналу потому, что я первый президент, который не склонил головы и возглавил борьбу своего народа за сохранение независимости и национального достоинства.

М. К. Что бы вы хотели передать нашему народу, а также редакции и читателям «Завтра»?

С. М. Передайте, чтобы перед лицом опасности русский народ никогда не сдавался и оставался мужественным и стойким, каким его всегда знала и знает история. Читателям и газете «Завтра» — счастья, любви и добра.

Югославия: вечером – экстрадиция, утром – деньги
Совершив выдачу своего экс-президента Слободана Милошевича военному трибуналу ООН в Гааге, Югославия сообщила Евросоюзу, что готова получить обещанную компенсацию в размере 1. 25 миллиарда долларов.
«Мы обещали расстаться со своим прошлым – и сделали это. Теперь ваша очередь!» – заявил премьер-министр Югославии Миролюб Лабус в своем обращении к ЕС. Представитель Еврокомиссии подтвердил, что ЕС доволен совершившейся экстрадицией и считает немаловажным влияние стран-доноров на это историческое событие. Вопрос о компенсации будет рассмотрен Европейской комиссией в пятницу.
Среди оснований для компенсации правительство Югославии называет злоупотребления, допущенные Слободаном Милошевичем в течение тринадцати лет, экономические международные санкции, военную кампанию НАТО в 1999 году.
По итогам первого предварительного медицинского обследования Милошевича, проведенного гагагскими медэкспертами, экс-президент Югославии здоров и в состоянии предстать перед судьями Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ). Согласно правилам процедуры трибунала, Милошевич должен не позднее, чем в течение недели после помещения его в тюрьму ООН, предстать перед судьями МТБЮ, чтобы признать свою вину или отвергнуть выдвинутые против него обвинения.
Между тем, политики как в Югославии, так и в других странах выступают с заявлениями о возможном развитии ситуации в Югославии и вокруг нее.
Правительство Югославии 29 июня собирается на внеплановое заседание, чтобы обсудить последствия выдачи Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу. Премьер СРЮ Зоран Жижич, представляющий в кабинете министров Социалистическую народную партию Черногории (СНПЧ), не исключил возможность ее выхода из правящей коалиции. Председатель Сербской радикальной партии Воислав Шешель выступил с предложением сформировать на союзном уровне «правительство национального спасения», так как Демократическая оппозиция Сербии (ДОС) не имеет большинства в парламенте СРЮ. Радикалы вместе с лидерами Социалистической партии Сербии призвали своих сторонников с сегодняшнего вечера и ежедневно проводить митинги перед зданием союзной Скупщины с требованием проведения досрочных выборов на всех уровнях.
Наметился и раскол в рядах правящего блока ДОС. Возглавляемая президентом СРЮ Воиславом Коштуницей Демократическая партия Сербии рассматривает возможность выхода из состава ДОС пока что в локальных органах власти. Сам Коштуница резко осудил использование соратниками методов правления бывшего режима.
Власти Черногории трактуют факт выдачи экс-президента СРЮ Гааге в пользу скорейшего выхода из состава Югославии. Поскольку правительство Сербии приняло решение без совета с черногорцами, «это доказывает, что в правовом отношении Югославия как федерация мертва», — заявил председатель исполкома правящей Демократической партии социалистов Черногории Миодраг Вукович.
В свою очередь, министр иностранных дел России Игорь Иванов заявил, что выдача Милошевича Гаагскому трибуналу «несомненно, играет на руку сепаратистам в Косово и Черногории, выступающим за выход из состава (югославской) Федерации и, скорее всего, они не преминут воспользоваться нынешней ситуацией».
Игорь Иванов напомнил также позицию российской стороны — решение о выдаче Милошевича МТБЮ «внутреннее дело Югославии, и оно должно было приниматься компетентными органами страны без какого-либо давления или вмешательства извне». По его словам, «есть основания предполагать, что не обошлось» и без давления извне. Игорь Иванов указал, что некоторые страны публично увязывали свое участие в открывающейся в пятницу в Брюсселе донорской конференции для оказания помощи Югославии с выдачей Милошевича.
Газета «Вашингтон пост» со ссылкой на высокопоставленные источники в администрации Буша, сообщила в пятницу, что после выдачи Милошевича США на конференции в Брюсселе могут пересмотреть в сторону увеличения финансовую помощь Югославии, которая ранее планировалась в объеме 100 млн долларов.
В Белграде же после ночного митинга противников выдачи Милошевича в первой половине дня в пятницу было спокойно, однако во второй половине дня в пятницу ожидается новая массовая демонстрация протеста.
В связи в выдачей Милошевича в Белграде могут возникнуть беспорядки
В центре Белграда в эти минуты собирается стихийный многотысячный митинг сторонников экс-президента Югославии Слободана Милошевича.
Как известно, Милошевич, выданный Гаагскому трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии, будет доставлен в Гаагу в течение ближайшего часа.
Премьер-министр Сербии Зоран Джинджич сообщил, что Милошевич выдан МТБЮ на основании статьи 135 Конституции Сербии, предусматривающей, что в случае, когда союзные органы власти не функционируют, республиканские органы могут временно взять на себя их обязанности.
Немедленно после заседания правительства Сербии это решение опубликовано в «Служебном вестнике Сербии» и таким образом вступило в силу, отметил Зоран Джинджич.
Он подчеркнул, что правительство Сербии не считает конституционный суд полномочным органом, так как он скомпрометировал себя при прежнем режиме. Как известно, 28 июня Конституционный суд приостановил решение союзного правительства о сотрудничестве с Гаагским трибуналом.
Ближайшие соратники Милошевича арестованы и также отправлены в Гаагу
Арестованы президент бывшей Республики Сербская Краина (Хорватия) Милан Мартич и бывший командующий армией сербов в РСК Миле Мркшич.
Как заявили агентству Бета дипломатические источники в Баня Луке, арестованные отправлены в Гаагу из города Тузла (Босния и Герцеговина).
По последним данным, вместе с Мартичем и Мркшичем в Гаагу отправлен и Душан Кнежевич, серб из города Приедор, выдачу которого также требовал Гаагский Трибунал.
Источник не уточнил, где арестованы Мартич, Мркшич и Кнежевич — в Сербии или в Республике Сербской (Босния и Герцеговина) В городе Баня Лука (Республика Сербская) утверждают, что они были арестованы на территории Сербии, а потом перевезены в Тузлу, на военную базу сил по стабилизации (СФОР), сообщает РИА «Новости».
Премьер-министр Югославии подал в отставку
Как сообщил журналистам министр спорта Воислав Андрич, премьер-министр Югославии Зоран Джинджич подал в отставку на состоявшемся вечером 29 июня заседании правительства. Согласно коституции СРЮ, правительство продолжит выполнять свои обязанности до сформирования нового кабинета.
Главный комитет Социалистической народной партии Черногории (СНП), членом которой является югославский премьер, в пятницу осудил решение сербского правительства о выдаче Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу, заявив, что оно серьезно нарушило коалиционное соглашение с Демократической оппозицей Сербии, на основании которого и было сформировано союзное правительство.
В заявлении СНП было подчеркнуто, что «этим политически непродуманным, неконституционным и незаконным актом поставлено под угрозу функционирование и сохранение Союзной республики Югославии».
Президент Югославии не одобряет выдачу Милошевича Гаагскому трибуналу
Президент Союзной республики Югославия Воислав Коштуница заявил, что не может считать «законным и конституционным» выдачу бывшего президента СРЮ Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу.
«Из арсенала политики Милошевича, которая была действительно пагубной для государства и народа, взяты и возвращены к жизни самые недемократические элементы — беззаконие, скоропалительные унизительные действия, которых никто из международного сообщества не требовал, во всяком случае, категорически», — заявил Коштуница в пятницу, выступая по первой программе национального телевидения.
Кажется, что «кто-то очень спешил здесь в стране, а не за рубежом выполнить неизвестно когда взятое на себя обязательство», заметил Коштуница.
Как отмечается в сообщении РИА «Новости», Коштуница напомнил, что Конституционный суд принял в четверг решение временно приостановить директиву о сотрудничестве с Гаагским трибуналом, и заявил, что «необходимо было проявить элементарное уважение к правовой процедуре».
Выдачу Милошевича можно оценить как серьезное нарушение конституционного порядка в стране, подчеркнул президент. «Правовое государство не может строиться на неправде», — заявил он.
По словам Коштуницы, нужное сотрудничество с Гаагским трибуналом сведено к простой выдаче обвиняемых, «без какой либо защиты граждан, и, следовательно, защиты интересов государства». Удар нанесен одновременно и по власти права, и по союзному государству, отметил Воислав Коштуница. «А без процветающего государства, защищающего свое достоинство, государства, которое обеспечивает правовую, и любую другую поддержку своим гражданам, мы далеко не уйдем ни в будущее, ни в Европу, ни в мир».
«Сейчас мы должны без колебаний и хладнокровно рассмотреть последствия предпринятых действий и воспрепятствовать самому худшему — угрозе стране, ее гражданам и нарушенному миру в регионе», — сказал в заключение президент Югославии.
Милошевич доставлен в гаагскую тюрьму
В пятницу ночью вертолет доставил экс-президента Югославии Слободана Милошевича в Гаагскую тюрьму, где он будет содержаться в ходе следствия по делу о военных преступлениях и в преступлениях против человечности. За несколько часов до этого власти Сербии передали бывшего диктатора представителям международного трибунала.
«Я могу подтвердить, что он доставлен в тюрьму», — сказал журналистам представитель трибунала Джим Лэндейл.
Незадолго до этого официального заявления представители прессы могли наблюдать, как полицейский вертолет приземлился во внутреннем дворе тюрьмы примерно в 1:16 по местному времени. Второй вертолет в это время завис над группой журналистов. Однако, кто именно покинул борт «вертушки» за стенами тюрьмы, никто из представителей СМИ не видел. Не известно также, в каком месте Голландии приземлился лайнер, доставивший Милошевича с Балкан.
Бывший глава Югославии будет содержаться в следственном изоляторе Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в гаагском районе Схевенингене. Там ему приготовлена специальная тюремная камера. В распоряжении Милошевича будет находиться телевизор. Он сможет ежедневно читать газеты, в том числе на родном языке. Его смогут навещать представители защиты.
Ожидается, что в самое ближайшее время он будет допрошен представителями международного трибунала, которые зачитают выдвигаемые против него обвинения и объяснят его права. Кроме того, Милошевич пройдет обязательный в этих случаях медицинской осмотр, в ходе которого будут определены и учтены специфические требования по показателям состояния здоровья. На основании рекомендаций медиков будут определены условия его содержания в заключении.
Когда состоится судебное разбирательство, пока объявлено не было.
Дополнительные подробности
Любопытная деталь — сербские власти, выдавая Международному трибуналу Милошевича, использовали против него им же придуманное оружие. Одна из статей Конституции Сербии гласит, что республика может не исполнять решения, принятые на федеральном уровне, если они противоречат ее интересам.
Зоран Джинджич
Эта статья была написана специально под Милошевича 11 лет назад, когда он стал сербским президентом. Тогда Милошевич таким образом пытался сконцентрировать в своих руках максимальную власть. И вот чем теперь все это обернулось.
Это также дает ответ на вопрос, как Милошевич мог быть выдан международному трибуналу вопреки гарантиям президента Югославии Воислава Коштуницы. Главную роль в этой истории приписывают премьер-министру Сербии Зорану Джинджичу. По свидетельству наших источников, именно в руках этого человека в реальности оказалась сосредоточена вся полнота власти в стране.
На страницах сербского еженедельника «Телеграф» появились эксклюзивные фотографии. Издание, известное своими надежными источниками в спецслужбах, опубликовало кадры последних минут Милошевича в Сербии перед отправкой в Гаагу. Вот его ведут к полицейскому вертолету.
Руки Милошевича еще не скованы наручниками. Позади человек с чемоданом с личными вещами и плащом экс-президента. Пятеро сербских полицейских сопровождали политика к вертолету.
Обернувшись к ним, он с иронией сказал: «Я поздравляю вас с хорошо сделанной работой». И добавил, уже садясь в вертолет: «Братья сербы, прощайте!».
Югославские военные заявили о своей непричастности к операции по вывозу Милошевича из страны. Генеральный штаб в специальном заявлении подчеркивает, что это была акция компетентных органов, о которой командование вооруженных сил ничего не знало.
Президент Югославии Воислав Коштуница в свою очередь вновь заявил о несогласии с выдачей Милошевича международному трибуналу. Он говорит, что был проинформирован о решении сербского правительства лишь спустя несколько часов.

РУБРИКА
В начало страницы