Американская экономика продолжает замедляться. Лидирует сектор high-tech
The Economist, (25.06.01)

В течение нескольких ближайших недель американским компаниям предстоит обнародовать свои финансовые результаты за второй квартал этого года. Уже сегодня очевидно, что более чем 1000 фирм будут вынуждены разочаровать своих инвесторов падением прибылей ниже ранее ожидавшегося уровня. Таким образом, во втором квартале этого года американская экономика должна будет установить новый рекорд замедления: напомним, что по результатам первого квартала об ухудшении своего положения сообщили только 935 компаний.
Как и в тот раз, хуже всего дела обстоят в секторе high-tech. Одной из первых об убытках во втором квартале заявила Nortel, компания-производитель телекоммуникационного оборудования. Согласно информации, обнародованной 15 июня, ее убытки за этот период составили $19.2 млрд. Частично такие потери обусловлены реструктуризацией, осуществленной Nortel в последнее время. Однако, даже если не учитывать расходы на проведение реструктуризации и поглощение конкурентов, убытки Nortel все равно превысили бы $1.5 млрд. Проблемы индустрии high-tech особенно очевидны на примере производителей чипов, используемых сегодня в подавляющем большинстве продуктов высоких технологий. 20 июня об убытках в размере 600 млн евро ($512 млн) сообщил крупный германский производитель чипов Infineon. На следующий день к нему присоединилась калифорнийская компания-производитель чипов Transmeta, акции которой упали более чем в два раза после того, как она объявила о сокращении заказов.
Последние месяцы были ознаменованы ценовой войной среди производителей персональных компьютеров, начатой компанией Dell, попытавшейся использовать спад для того, чтобы расширить свою долю рынка за счет конкурентов. Вскоре на путь снижения цен встали и производители миникомпьютеров, такие как Handspring и Palm, стремящиеся любой ценой привлечь к себе потребителя. В условиях замедления экономики производителям приходится серьезно постараться для того, чтобы заставить клиентов раскошелиться на новое оборудование. Разумеется, увеличение производительности, обеспечиваемое новинками high-tech, в ряде случаев может быть весьма желательным, однако большинство потребителей пока вполне довольны своими старыми компьютерами (принтерами, мобильными телефонами и т.д.) и не собираются менять их на новые.
Сегодняшние проблемы компаний сектора high-tech во многом объясняются тем, что в условиях недавнего бума многие из них испытывали серьезную нехватку компонентов и, следуя за спросом, были вынуждены пойти на увеличение складских запасов. Другие производители, пытаясь застраховать себя от нехватки комплектующих, заключили долгосрочные контракты на их поставку со своими субподрядчиками. Сегодня эти запасы и контракты оказались для производителей неподъемным грузом. Среди компаний, осуществлявших в последнее время крупные списания складских запасов, можно назвать таких гигантов как Cisco Systems и JDS Uniphase.
Разумеется, спад экономики отнюдь не ограничивается только лишь сектором high-tech. О падении прибылей во втором квартале на 36% сообщил американский инвестиционный банк Morgan Stanley, к которому должны присоединиться и его конкуренты, Goldman Sachs и Bear Stearns. Спад распространяется и в других секторах экономики: о падении прибылей и замедлении роста до нуля 21 июня сообщил крупнейший в Европе химический концерн BASF, планирующий закрыть по всему миру 24 своих производственных площадки.
В первом квартале этого года прибыли компаний, акции которых входят в индекс S&P 500, упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 6%. Во втором квартале падение прибылей может составить 14-16%. Еще более резко идет снижение прибылей в секторе high-tech: в первом квартале они снизились на 40%, тогда как во втором, по мнению ряда аналитиков, сокращение может достигнуть 60%.

РУБРИКА
В начало страницы