Призрак Великой Депрессии
Businees Week

Cегодня, в условиях массированных сокращений кадров и непрекращающегося падения фондового рынка, многие аналитики начинают поговаривать о возвращении Великой Депрессии. Постараемся понять, насколько оправданным может быть подобный пессимизм.
В 1933 году безработица достигла 25% работоспособного населения (сегодня она составляет 4.5%), а ВВП сократился на 30% (в этом году, по самым худшим прогнозам сокращение ВВП может составить 1%). Великая Депрессия вызвала крах более 9000 банков, в результате чего миллионы американцев потеряли все свои сбережения. Уровень доверия потребителей резко упал, потребительские расходы сократились на 20%, а цены и зарплаты наперегонки неслись вниз под воздействием мощных дефляционных давлений.
Экономическая теория до сих пор не может однозначно объяснить причины Великой Депрессии, обусловившие ее масштабы и продолжительность. По мнению ученых, шансы повтора такой катастрофы в настоящее время малы, т.к. финансовая индустрия сегодня гораздо лучше отрегулирована, банки обладают хорошей капитализацией, а депозиты вкладчиков застрахованы федеральным правительством. По словам главного экономиста консалтинговой фирмы Economy.com Марка Занди, «Пройдя через огонь Великой Депрессии, американские финансовые институты получили достаточную закалку для того, чтобы в будущем противостоять подобным кризисам».
Хотя наблюдатель может без труда обнаружить определенное сходство в текущей экономической ситуации, и в тех событиях, которые предшествовали Великой Депрессии, в большинстве случаев это сходство будет поверхностным. Так, несмотря на падение фондового рынка, американские потребители сегодня сохраняют оптимизм. Малоизвестно, что после краха фондового рынка в 1929 году большинство простых американцев вели себя точно также. В опубликованной в 1979 году в журнале BusinessWeek статье, посвященной Великой Депрессии и ее последствиям, говорилось: «Неспособность американцев предвидеть масштабы разворачивавшейся перед ними экономической катастрофы привели к дополнительному ее усугублению». На самом деле, в первой половине 1930 года дела у американской экономики, как будто, даже пошли в гору. «Когда это восстановление сорвалось, людям показалось что сама земля уходит у них из-под ног», – писал гарвардский экономист Джозеф Шумпетер.
Сегодня целый ряд аналитиков отмечает, что, несмотря на текущее замедление экономики, ни потребители, ни инвесторы не собираются умерять свои аппетиты, веря в то, что спад будет иметь краткосрочный характер и что восстановление уже не за горами. «Эти люди даже не пытаются защитить себя и свой бизнес перед лицом возможного ухудшения экономической ситуации», – заявляет президент Smith Affiliated Capital Роберт Смит.
В той же статье известный экономист Джон Кеннет Гэлбрейт, отмечая маловероятность повтора Великой Депрессии, объяснял это тем, что в современных условиях (напомним, что статья была написана в 1979 году) фондовый рынок просто не может быть искусственно раздут до таких масштабов, как это было в преддверии кризиса 1929 года. Интересно, как бы Гэлбрейт отнесся к гонке цен на рынке акций high-tech в 1999 году?
Определенные параллели можно увидеть и в отношении людей к деньгам. В годы Великой Депрессии простые потребители стремились отложить на черный день каждый попавший к ним в руки цент. Сегодня точно также ведут себя менеджеры компаний, стремящиеся до минимума сократить расходы на рекламу, высокотехнологичное оборудование и, что самое важное, на заработную плату своих сотрудников. Сокращение расходов компаниями происходит несмотря на массированное снижение величины процентных ставок. «Текущий спад был вызван предпринятым компаниями резким сокращением расходов, причем масштабы этого сокращения соответствуют уровню рецессии. То, что спад экономики пока не перерос в полномасштабную рецессию, объясняется тем, что потребительские расходы до сих пор остаются высокими. Сегодня задача поддержания американской экономики на плаву целиком легла на плечи простых потребителей», – заявляет Эдвард Дик, профессор экономики в Фэйрфилдском Университете. Однако, в том случае, если рост безработицы вызовет сокращение потребительских расходов, экономическая ситуация в США вполне может резко ухудшиться.
Очевидно, что одним из наиболее значительных факторов влияния на международной экономической арене в последние два десятилетия стал рост объемов международных инвестиций и торговли. Однако, верите вы в это или нет, в первой трети прошлого века международные потоки товаров и капитала также имели критическое значение для экономики США. «Это был золотой век для мировых рынков капитала», – считает Вильям Гетцман, экономист из Йельского университета. По его мнению, именно это обстоятельство является наиболее явной параллелью между сегодняшним днем и преддверием Великой Депрессии. В начале 1930-х гг. кризис распространялся от одной страны к другой через золотой стандарт, к которому в то время было привязано большинство мировых валют. Стремясь защитить свои национальные валюты, страны, включая США, увеличили процентные ставки и таможенные пошлины, вызвав сокращение своего внешнеторгового оборота. Современные экономисты считают, что в тех условиях это была совершенно неправильная политика, которая вызвала дополнительное ухудшение экономической ситуации. Именно благодаря наличию этого опыта, сегодня мало кто верит в то, что текущее замедление экономики может перерасти в новую Великую Депрессию. «В те давние годы Федеральная Резервная Система была еще молодой организацией, не обладавшей даже толикой своих сегодняшних знаний и возможностей», – говорит Элмус Викер, профессор экономики из Университета Индианы.
Разумеется, никакие полномочия и опыт ФРС не могут сами по себе защитить Америку от перехода экономического спада в рецессию. В этих условиях инвесторам целесообразно соблюдать осторожность вплоть до появления явных симптомов улучшения экономической ситуации.

РУБРИКА
В начало страницы